Краснодарский край – БАМу. О вкладе кубанцев в строительство Байкало-Амурской магистрали

Краснодарский край – БАМу. 

О вкладе кубанцев в строительство Байкало-Амурской магистрали

 

В 2024 году в России отмечается юбилейная дата – 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 140 от 3 марта 2023 г. «О праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали».

Сооружение Байкало-Амурской магистрали началось еще в 1930-е гг.,
но велось медленно из-за нехватки средств, а во время Великой Отечественной войны часть уложенных рельсов была демонтирована и отправлена на нужды обороны; в послевоенные годы между отдельными пунктами, расположенными на трассе, удалось проложить железнодорожные пути на сравнительно небольших участках.   

Железнодорожная магистраль, проходившая сквозь таежные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока имела большое экономическое, социально-политическое и оборонное значение и в 1970-е гг. было решено, наконец, завершить это важное широкомасштабное строительство. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на торжественном заседании в г. Алма-Ате
15 марта 1974 г., посвященном 20-летию начала освоения целины, впервые упомянул Байкало-Амурскую магистраль в качестве крупного готовящегося проекта. В своей речи он отметил, что «эта стройка станет всенародной. В ней примут участие посланцы всех республик и, в первую очередь, молодежь…». На призыв партии сразу откликнулся комсомол.

С 23 по 27 апреля 1974 г. состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой и был создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. Предварительно были отобраны юноши и девушки, которые смогли бы достойно представить ВЛКСМ на стройке века. На заседание XVII съезда будущие строители БАМа пришли уже в специально изготовленной форме и выданными комсомольскими путёвками.

В состав Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ вошли комсомольцы из Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда, транспортный строитель Виктор Лакомов, которому на съезде было вручено знамя лично из рук Генерального секретаря партии Леонида Ильич Брежнева.

27 апреля в день окончания съезда на Ярославском вокзале тысячи людей с транспарантами, цветами и десятками фото- и кинокамер провожали состав спецпоезда № 14 с делегатами съезда на восток огромной страны, в суровую тайгу и молчаливые сопки.

Вслед за первым отрядом на БАМ поехали тысячи комсомольцев, проложивших тысячи километров дорог от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре: через реки и горы, тайгу и болота, в условиях вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Именно поэтому впоследствии БАМ был переименован
в Байкало-Амурскую железную дорогу имени Ленинского комсомола. В течение десяти лет в эксплуатацию вводились отдельные участки магистрали. Была восстановлена разобранная в годы Великой Отечественной войны трасса БАМ – Тында, проведена линия Тында – Беркакит, сооружен мост через реку Витим, который называли самым сложным в проекте. В этот период был начат и Северомуйский тоннель, самый длинный в СССР (протяженностью – 15 км).

Поскольку для прокладки трассы в тайге требовались большие материальные и людские ресурсы, к работам кроме гражданских строительных организаций привлекались железнодорожные войска, первоначальной численностью свыше 40 тыс. человек, а также военнослужащие Министерства внутренних дел СССР и другие контингенты рабочих. За всю историю строительства БАМа в нем участвовало около 2 млн. человек.

Сооружение БАМа широко освещалось в советских газетах, на радио, телевидении, над его образом работали публицисты, журналисты, писатели. Так постановлением бюро Краснодарского крайкома ВЛКСМ от 25 января 1984 г.
№ 36 предписывалось: «Газете «Комсомолец Кубани», молодежным редакциям краевого радио и телевидения шире пропагандировать участие молодежи в капитальном строительстве, полнее освещать трудовые дела молодёжи, самоотверженную борьбу юношей и девушек на ввод пусковых объектов, принципиально вскрывать имеющиеся недостатки».

Для многих молодых людей «стройка века» стала настоящей школой жизни и сыграла важную роль в их судьбах. В советское время о БАМе написаны песни, сняты фильмы, созданы литературные произведения, прославлявшие тружеников различных профессий. За строительство Байкало-Амурской магистрали в 1976 г. учреждена специальная медаль, которой награждены более 170 тыс. человек.

БАМ – яркая страница отечественной истории, наполненная энтузиазмом и героизмом. Сегодня важно сохранить в памяти образы тех, кто, будучи комсомольцем, не знал покоя, в сложнейших условиях самоотверженно трудился и строил для нашей великой многонациональной Родины.

 В ГКУ «Центр документации» в архивных фондах Краснодарского крайкома ВЛКСМ, городских и районных комитетах комсомола имеется ряд документов, отражающих период строительства БАМ: постановления секретариата и бюро краевого комитета комсомола о направлении молодежи на Всесоюзную комсомольскую стройку БАМ, списки, характеристики и заявления добровольцев, направляющихся на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, сообщения райкомов и горкомов ВЛКСМ о комсомольцах уехавших на БАМ, письма и телеграммы в адрес строителей БАМа и другие материалы.

 Источниковую базу выставки составляют 19 архивных документов и 9 вырезок газеты «Комсомолец Кубани» из фондов ГКУ «Центр документации» за период 1974 – 1984 годы. Экспонируемые электронные образы документов снабжены аннотацией с названием документа, датой создания, сведениями о подлинности, сведениями о рассекречивании и архивным шифром, все документы прошли процедуру рассекречивания установленном в порядке.

Краснодарский край – БАМу.
О вкладе кубанцев в строительство Байкало-Амурской магистрали